Оказание психолого-педагогической помощи

План работы педагога-психолога 2018-2019г.

Отчет педагога-психолога за 2017-18 уч.г.

 

 

Работа педагога-психолога в Ставропольском государственном политехническом колледже имеет свои специфические особенности. Это работа с подростками в возрасте 15-16 лет, которые, закончив 9 классов, должны быстро адаптироваться не просто к обучению в новом учебном заведении, а к обучению, направленному на получение профессии. Важной задачей является работа педагога-психолога с обучающимися детьми сирота и учащимися, окончившими коррекционную школу VIII вида.

Из выше сказанного следует цель работы педагога-психолога в политехническом колледже: создание психологического комфорта для обучающихся в адаптационный период. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Создание условий для успешной адаптации первокурсников. Первокурсники чем-то похожи на первоклассников. Придя в колледж, вчерашние школьники приобретают новый статус. Ведущим видом деятельности теперь становится не общение со сверстниками, а освоение будущей профессии. Для них все необычно и ново: не уроки, а пары, не учителя, а преподаватели и т.д. На этом этапе обучения главная задача психолога - грамотное психологическое сопровождение обучающихся: наблюдение за прохождением периода адаптации и в случае необходимости оказание психологической помощи.

2. Проведение тренингов для обучающихся первого курса на сплочение коллектива, проявления личностных качеств. В целом успешность обучения зависит не только от успешного прохождения периода адаптации, стремления получать знания, но и от коллектива, в котором приходиться учится. Придя в новое учебное заведение, подростки попадают соответственно и в новый коллектив сверстников. Задача психолога отследить процесс создания дружного коллектива, в случаи необходимости на первых этапах разрешить все конфликтные ситуации. Кроме того, группе нужен лидер, который бы направлял и координировал ее работу. Педагог- психолог должен провести ряд мероприятий, которые бы помогли найти такого человека в группе, если же таких несколько, то важно не допустить столкновения двух или более лидеров. Помимо этого, проведение различных тренингов поможет раскрыться подросткам, занять свое место в группе.

Для реализации целей и задач педагог-психолог работает в следующих направлениях: коррекционно-развивающее, психологическое просвещение, диагностическое и консультативное.

Диагностическая деятельность педагога-психолога заключается в проведении исследования уровня развития умений, знаний, навыков, личностных особенностей. На основе полученных данных составляется план коррекции (изменения, исправление) и развития (процесс закономерного изменения к лучшему) обучающихся. А эти педагог-психолог занимается в рамках коррекционно-развивающего направления.

Еще одно направление работы педагога-психолога - это консультирование (особым образом организованное общение педагога-психолога с обучающимися). Консультирование состоит из ряда этапов: установление контакта с консультируемым, постановка проблемы, диагностика, совместная работа по решению проблемы.

Психологическое просвещение направлено на приобщение преподавателей и обучающихся к психологическим знаниям. В рамках этого направления педагог-психолог передает обучающимся студентам элементарные психологические знания.

Для успешной работы в данных направлениях педагог-психолог должен обладать следующими качествами: социальная активность (готовность и способность содействовать решению общественных проблем в сфере профессиональной деятельности); целеустремленность (умение направить все силы на достижение профессиональных задач); желание работать с обучающимися, получение духовного удовлетворения от общения с ними; педагогический оптимизм (вера в ребенка, в его способности); психологическая компетентность (владение психологическими знаниями и умение применить их на практике); нормативно-правовая компетентность (знание основных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога).

Работа педагога-психолога в колледже сложна и интересна. Он должен знать возрастные и психологические особенности подростков и юношей, уметь активно взаимодействовать с ними. В целом работа педагога-психолога заключается в следующем: проведение диагностики на выявление личностных качеств первокурсников, оказание помощи им адаптироваться к новому коллективу и к новым условиям обучения; проведение консультаций по решению психологических проблем, возникших у обучающихся.

Все участники образовательного процесса могут:

  • Получить индивидуальные, групповые консультации, побеседовав с психологом.
  • Узнать свой внутренний мир с помощью методов психологической диагностики.
  • Улучшить свое состояние с помощью арт-терапии, сказкотерапии.
  • Записаться на тренинги по интересующим их темам.
  • Поучаствовать в терапевтических занятиях (при наборе группы от 6 до 20 человек).
  • Почерпнуть полезную психологическую информацию по интересующим темам.

Принципы работы психолога– это конфиденциальность и добровольность. Вся психологическая помощь участникам образовательного процесса в КМК оказывается бесплатно.

По какому поводу чаще всего обращаются к психологу?

  • Если люди хотят лучше узнать о себе.
  • Если люди хотят улучшить качество своей жизни и отношения с другими людьми.
  • Если люди попали в сложную жизненную ситуацию, им трудно найти из неё выход.
  • Если люди испытывают трудности в адаптации к студенческой жизни.
  • Если люди хотят повысить свою самооценку, стать более уверенными в себе.
  • Если люди тяжело переживают потерю близкого человека.
  • Если человек хочет научиться более осознанно и осмысленно проживать свою жизнь.
  • Если люди просто интересуются психологией.

Психолог не решает за клиента его проблемы, а помогает ему осознать корень трудности, то, что мешает продвигаться вперед и формировать индивидуальную, максимально эффективную стратегию поведения.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Советы психолога, помогающие нахождению конструктивных путей выхода из конфликта.

Памятка «Правила общения при конфликте с ребенком»

Будучи в позиции слушающего:

□ проявите терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего -помочь ребенку в выражении своих проблем;

□ не давайте оценок ребенку: если вы будите оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь дей­ствительно понимать ребенка;

□ не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте -это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребенок может рассчитывать на него с самого нача­ла - и все же пусть ребенок совершит достаточную душевную рабо­ту по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.

Будучи в позиции говорящего:

□ не обвиняйте - не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось;

□ не придумывайте - не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;

□ не защищайтесь - сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что-то же самое сделает и ребенок;

□ не характеризуйте - не описывайте личность ребенка, тем более говоря «ты не внимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т. п., ста­райтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;

□ не обобщайте - избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приведите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.

ПОМНИТЕ! Конфликт может обладать как созидательной, так и разру­шительной силой. Если конфликт разрешается неверно, возникает непри­язнь друг к другу, травмируется психика, замалчиваются достоинства и пре­увеличиваются недостатки. В итоге конфликт может нанести серьезную психическую травму. Она может остаться у человека на всю жизнь и даже изменить ее в худшую сторону.

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО СУИЦИДА

Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними. От заботливого, любящего челове­ка, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда. «Что посеешь, то и по­жнёшь!» - гласит народная мудрость. Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном ее проявлении. Поэтому совет родителям прост и до­ступен: «Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе».

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Подростковый суицид - крик о помощи, стремление привлечь вни­мание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желанного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков, таким способом.

Причины проявления суицида:

> Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых.

> Резкое повышение общего ритма жизни.

> Социально-экономическая дестабилизация.

> Алкоголизм и наркомания среди родителей.

> Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие.

> Алкоголизм и наркомания среди подростков.

> Неуверенность в завтрашнем дне.

> Отсутствие морально-этических ценностей.

> Потеря смысла жизни.

> Низкая самооценка, трудности в самоопределении.

> Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни.

> Безответная влюбленность.

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, ни­кому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружаю­щих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бес­смысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насто­рожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора поло­жить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», во­просы «А что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похо­ронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, поми­риться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Несколько признаков готовности ребенка к суициду:

□ утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апа­тия, безволие;

□ пренебрежение собственным видом, неряшливость;

□ появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

□ резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, бес­причинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

□ внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

□ плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

□ склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

□ проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

□ безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

□ стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить про­щение за все, что было;

□ самообвинения или наоборот - признание зависимости от других;

□ шутки и иронические высказывания либо философские размышле­ния на тему смерти.

При проявлении 1-2 признаков следует обратить особое внимание на ребенка.

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде вне­запно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увле­чен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напря­жение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «ка­кова причина» и «какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бой­тесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей, покушающихся на свою жизнь - психически здо­ровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в

сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только лю­бовью!

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризи­са любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас вы­слушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за сло­вами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испы­тывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начи­нает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может слу­жить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она мо­гут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о само­убийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Что делать? Как помочь?

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех...»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай пого­ворим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто несешь чушь!»

«Все безнадежно и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подав­лен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай об­судим, какие у нас про­блемы, как их можно раз­решить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня бес­покоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действи­тельно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя по­нять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощу­щаешь вину. Давай пого­ворим об этом»

«И что ты теперь хо­чешь? Выкладывай не­медленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь       недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается - значит, не старался!»

 

 

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разго­вора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризи­са нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетент­ности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, при­няв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Попытайтесь убедить под­ростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию дальнейших действий.

Уважаемые родители, любите своих детей и чаще говорите им об этом, уделяйте им каждую свободную минуту, интересуйтесь их делами, учите преодолевать трудности, убедите в том, что любая черная поло­са обязательно сменится белой.

Удачи вам на этом пути!