Размер шрифта: A A A           Цвет сайта: C C C               Изображения: Вкл Выкл               Полная версия сайта
Ставропольский государственный
политехнический колледж

Педагог-психолог

Оказание психолого-педагогической помощи

Отчет педагога-психолога 2020г.

План работы педагога-психолога 2020г.

Работа педагога-психолога в Ставропольском государственном политехническом колледже имеет свои специфические особенности. Это работа с подростками в возрасте 15-16 лет, которые, закончив 9 классов, должны быстро адаптироваться не просто к обучению в новом учебном заведении, а к обучению, направленному на получение профессии. Важной задачей является работа педагога-психолога с обучающимися детьми сирота и учащимися, окончившими коррекционную школу VIII вида.

Из выше сказанного следует цель работы педагога-психолога в политехническом колледже: создание психологического комфорта для обучающихся в адаптационный период. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Создание условий для успешной адаптации первокурсников. Первокурсники чем-то похожи на первоклассников. Придя в колледж, вчерашние школьники приобретают новый статус. Ведущим видом деятельности теперь становится не общение со сверстниками, а освоение будущей профессии. Для них все необычно и ново: не уроки, а пары, не учителя, а преподаватели и т.д. На этом этапе обучения главная задача психолога - грамотное психологическое сопровождение обучающихся: наблюдение за прохождением периода адаптации и в случае необходимости оказание психологической помощи.

2. Проведение тренингов для обучающихся первого курса на сплочение коллектива, проявления личностных качеств. В целом успешность обучения зависит не только от успешного прохождения периода адаптации, стремления получать знания, но и от коллектива, в котором приходиться учится. Придя в новое учебное заведение, подростки попадают соответственно и в новый коллектив сверстников. Задача психолога отследить процесс создания дружного коллектива, в случаи необходимости на первых этапах разрешить все конфликтные ситуации. Кроме того, группе нужен лидер, который бы направлял и координировал ее работу. Педагог- психолог должен провести ряд мероприятий, которые бы помогли найти такого человека в группе, если же таких несколько, то важно не допустить столкновения двух или более лидеров. Помимо этого, проведение различных тренингов поможет раскрыться подросткам, занять свое место в группе.

Для реализации целей и задач педагог-психолог работает в следующих направлениях: коррекционно-развивающее, психологическое просвещение, диагностическое и консультативное.

Диагностическая деятельность педагога-психолога заключается в проведении исследования уровня развития умений, знаний, навыков, личностных особенностей. На основе полученных данных составляется план коррекции (изменения, исправление) и развития (процесс закономерного изменения к лучшему) обучающихся. А эти педагог-психолог занимается в рамках коррекционно-развивающего направления.

Еще одно направление работы педагога-психолога - это консультирование (особым образом организованное общение педагога-психолога с обучающимися). Консультирование состоит из ряда этапов: установление контакта с консультируемым, постановка проблемы, диагностика, совместная работа по решению проблемы.

Психологическое просвещение направлено на приобщение преподавателей и обучающихся к психологическим знаниям. В рамках этого направления педагог-психолог передает обучающимся студентам элементарные психологические знания.

Для успешной работы в данных направлениях педагог-психолог должен обладать следующими качествами: социальная активность (готовность и способность содействовать решению общественных проблем в сфере профессиональной деятельности); целеустремленность (умение направить все силы на достижение профессиональных задач); желание работать с обучающимися, получение духовного удовлетворения от общения с ними; педагогический оптимизм (вера в ребенка, в его способности); психологическая компетентность (владение психологическими знаниями и умение применить их на практике); нормативно-правовая компетентность (знание основных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога).

Работа педагога-психолога в колледже сложна и интересна. Он должен знать возрастные и психологические особенности подростков и юношей, уметь активно взаимодействовать с ними. В целом работа педагога-психолога заключается в следующем: проведение диагностики на выявление личностных качеств первокурсников, оказание помощи им адаптироваться к новому коллективу и к новым условиям обучения; проведение консультаций по решению психологических проблем, возникших у обучающихся.

Все участники образовательного процесса могут:

  • Получить индивидуальные, групповые консультации, побеседовав с психологом.
  • Узнать свой внутренний мир с помощью методов психологической диагностики.
  • Улучшить свое состояние с помощью арт-терапии, сказкотерапии.
  • Записаться на тренинги по интересующим их темам.
  • Поучаствовать в терапевтических занятиях (при наборе группы от 6 до 20 человек).
  • Почерпнуть полезную психологическую информацию по интересующим темам.

Принципы работы психолога – это конфиденциальность и добровольность. Вся психологическая помощь участникам образовательного процесса в КМК оказывается бесплатно.

По какому поводу чаще всего обращаются к психологу?

  • Если люди хотят лучше узнать о себе.
  • Если люди хотят улучшить качество своей жизни и отношения с другими людьми.
  • Если люди попали в сложную жизненную ситуацию, им трудно найти из неё выход.
  • Если люди испытывают трудности в адаптации к студенческой жизни.
  • Если люди хотят повысить свою самооценку, стать более уверенными в себе.
  • Если люди тяжело переживают потерю близкого человека.
  • Если человек хочет научиться более осознанно и осмысленно проживать свою жизнь.
  • Если люди просто интересуются психологией.
  • Психолог не решает за клиента его проблемы, а помогает ему осознать корень трудности, то, что мешает продвигаться вперед и формировать индивидуальную, максимально эффективную стратегию поведения.