Размер шрифта: A A A           Цвет сайта: C C C               Изображения: Вкл Выкл               Полная версия сайта
Ставропольский государственный
политехнический колледж

Дуальное обучение. Опыт Республики Казахстан

Подорога И.А., методист

Под дуальной системой образования понимают систему, когда образование молодых людей по признанной профессии происходит в двух организациях, то есть два учреждения участвуют в образовании. С одной стороны это профессиональная школа, а с другой – обучающее предприятие. Оба учреждения являются по отношению друг к другу независимыми партнерами.

Практическая (производственная) часть составляет примерно две трети времени обучения (60%), а теоретическая (профессионально-теоретическая) часть – примерно одну треть времени обучения (40%).

Эта система практикуется в Германии, в Австрии, в Швейцарии и в Казахстане. В Казахстане начался процесс поэтапного внедрения дуальной подготовки кадров с 2012 года.

В Послании Президента РК Н. А. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» определена стратегия национальной системы дуального технического и профессионального образования на ближайшие 2-3 года, в рамках выполнения которой в перспективе предусмотрен переход на гарантирование государством получения молодыми людьми технического образования.

Система профессионально-технического образования насчитывает 348 колледжей, 12 колледжей открыты за 2016 год.

В рамках поездки в Республику Казахстан нами был изучен опыт по реализации дуального обучения. Программа посещения Республики Казахстан - Атырауской области в рамках международного договора и сотрудничества предусматривала посещение нами 4 учебных заведений, предприятия ТОО «Атырау Нефте-Маш», Домостроительного комбината и участие делегации Ставропольского края (13 человек) в областной научно-практической конференции «Основные приоритеты модернизации технического и профессионального образования».

Не много охарактеризуем систему профессионального образования Атерауской области. В области 16 колледжей с контингентом студентов 5570, на базе которых также имеются Ресурсные центры по направлениям подготовки. На настоящий момент по инициативе Палаты предпринимателей города Атырау заключены договора на дуальное обучение с 23 предприятиями. Договор заключается между предприятием, учебным заведением, Палатой предпринимателей г. Атырау и Управлением образования Атырауской области. В области на базе предприятий созданы сертификационные Центры.

Первый день в соответствии с программой мы посетили ТОО «Атырау Нефте-Маш», строительную площадку Домостроительного комбината и Атырауский колледж сервиса.

Пример дуального обучения, эффективного сотрудничества нам представили между Нефте-Маш и Атырауским колледжем энергетики и строительства. Представители завода участвуют в составлении экспериментальных учебных планов, проводят практическое обучение на предприятии, берут на себя все необходимые затраты – амортизацию оборудования, расход материалов, обеспечение спецодеждой. С этой целью специально имеется Центр обучения на заводе, специалисты которого прошли обучение во Франции, имеют международные квалификационные сертификаты по направлению «Сварочное производство». На базе сертификационного центра обучающие колледжа отрабатывают практические навыки 4 дня в неделю, остальные 2 дня в неделю (понедельник, суббота) теоретическое обучение в колледже. Обучение проводят наставники-мастера с предприятия, мастер п\о находится также с группой на производстве.

Пример дуального обучения нам был представлен и непосредственно на строительном объекте Домостроительного комбината, где студенты, осваивающие строительные профессии колледжа также практическое обучение проходят при выполнении производственных процессов: штукатурных, малярных, плиточных работ.

Посетив данные предприятия, нашей делегацией был сделан вывод,что подобная форма выгодна для всех участников процесса.Предприятие имеет возможность подготовить для себя кадры «под заказ», то есть соответствующие своим требованиям, экономя время и ресурсы на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию.Для учащихся дуальное обучение - отличный шанс пройти практическую подготовку к своей будущей специальности, познакомиться с будущим коллективом, трудоустроиться и быстрее адаптироваться в привычных уже условиях.Колледжу участие в дуальном обучении дает возможность резко повысить качество технического обучения, выпускать конкурентных выпускников, востребованных на рынке труда.И, самое главное, все выпускники, прошедшие обучение по дуальной системе, в 2016 году были трудоустроены на предприятиях-социальных партнерах.

Далее нам была проведена экскурсия по Атыраускому колледжу сервиса который занимается подготовкой специалистов сферы обслуживания: поваров, кондитеров, пекарей, портных, парикмахеров, администраторов гостиниц, продавцов. Контингент обучающихся составляет 589 чел. Студенты обучаются на казахском и русском языке (имеются группы русскоговорящие 40%), все студенты изучают 3 языка: русский, казахский и английский – обязательные языки признанные в Республике Казахстан. Хочется отметить оснащенность: колледж имеет 8 компьютерных кабинетов, 6 лингафонных кабинетов, в каждом кабинете, лаборатории имеются интерактивные доски и проекторы, ноутбуки. Обучение ведется согласно типовых учебных планов и программ, действующие на территории Казахстана.

Второй день пребывания в Республике Казахстан был посвящен участию нашей делегации в областной научно-практической конференции «Основные приоритеты модернизации технического и профессионального образования». В первой половине дня была организована работа секций в разных коллежах. Мы участвовали в работе секции по теме «Инновационный подход в модернизации содержания профессионально-технического образования» на базеАтырауского колледжа энергетики и строительства, на которой выступили с докладами «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» - Хорин В.П., и «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАТЕРИАЛОВ ВСТРОИТЕЛЬСТВЕ» - Подорога И.А., тезисы выступлений будут опубликованы в сборник. Нам была проведена экскурсию по колледжу. Колледж ведет подготовку специалистов строительного профиля и энергетического. Материально-техническая база оснащена современным оборудованием, имеется строительный полигон для практических занятий. С коллегами данного колледжа мы близко общались на протяжении 3-х дней, обсуждали все профессиональные вопросы.

А после обеда приняли участие в пленарном заседании по теме «Стратегические направления и новшества в профессиональном и техническом образовании», которое проводилось в здании «СалтанатСарайы» (Саммит сентябрь 2014г.). От Ставропольского края на пленарном заседании выступил директор РМК – Крячко А.Н., который в своем докладе представил систему профессионального образования края.

После пленарного заседания мы посетили областной Дом Дружбы, и были непосредственно в Российском доме.

В третий день пребывания в Республики Казахстан мы посетили два сельскохозяйственных колледжа: Махамбетский многопрофильный колледж сельского хозяйства и КурмангазинскийАгро-технический колледж. Конечно и здесь нас восхитила имеющаяся материально-техническая база, хотя колледжа имеют контингент 200-300 чел.

Несмотря на имеющиеся положительные стороны в реализации программ, в Казахстане существуюти проблемыпо внедрению дуальной подготовки кадров в общенациональном масштабе и они это отметили на пленарном заседании:

  • Жесткие инструкции и образовательные стандарты (учебные планы и программы, классификатор).
  • Эксперимент по внедрению дуальной технологии обучения не подкреплен необходимым нормативно-правовым обеспечением. Главное, что тормозит развитие дуального обучения, инвестиции. Отечественные предприниматели в большинстве не готовы вкладывать средства в подготовку кадров. Им сложно делать долгосрочные прогнозы. А у многих просто нет денег, чтобы вложиться в образование.

А законодательство РК не предусматривает налоговых преференций бизнесу за участие в подготовке кадров.

Решение этих задач возложена непосредственно на правительство Республики, а не на коллективы колледжей.

Хочется еще отметить, что колледжи 70% ведут подготовку квалифицированных рабочих, и только 30% – среднего звена.